Вендинговый бизнес. Что это такое?

Вендинг – это реализация товаров и услуг через автоматы. К такому виду бизнеса относятся кофейные станции, автоматы со снеками, прохладительными напитками, продуктовые автоматы, автоматы с цветами, сувенирами, игрушками, и прочим. Товары могут быть какими угодно.

Это активно развивающийся вид бизнеса на территории России.

Причины его популярности в том, что:

- Для него не требуется больших вложений на старте;

- Он не сложен в плане организации и налоговой отчётности;

- Предприниматель легко может влиять на доходность, меняя ассортимент автомата;

- Мест расположений для вендинга в десятки раз больше, чем для обычной стационарной точки продаж.

- Маркетинг, ценности бренда и реклама не являются для вендинга ключевыми. Как правило, продукция, реализуемая через автомат хорошо знакома потребителю, и не нуждается в дополнительном представлении.

Минусы и риски вендингового бизнеса

Главным минусом такого бизнеса является большая конкуренция. При установке вендингового аппарата приходится считаться не только с прямыми конкурентами, но и с косвенными: магазины, кафе, кофейни (зависит от типа вендинга)

А устанавливая свой вендинговый автомат рядом с автоматом, реализующим похожую продукцию, предприниматель рискует не покрыть даже операционных расходов: электричество, аренду, обслуживание. Особенно для начинающих бизнесменов, заинтересованных в стабильном доходе, подобное соседство экономически невыгодно: выбить конкурента с занятого им места сложно. Это требует терпения и дополнительных средств.

Также, перед установкой вендингового автомата, стоит учесть факторы риска:

- Вандализм

- Возможный пересмотр условий установки автомата (особенно актуально, если предприниматель заключил договор с крупным арендодателем. Всегда есть риск, что арендодателю предложат более выгодные условия для предоставляемой им в аренду территории)

Какие факторы стоит учитывать, чтобы открыть успешный вендинговый бизнес?

- Внешний вид автомата и качество реализуемой продукции

С точки зрения маркетинга, большие красивые автоматы, конечно, привлекают внимание. Но необходимо также следить за ухоженностью устройства: оно не должно быть грязным, потёртым, пыльным; по обложке судят. Не забывайте и о содержимом. Если ваша продукция невысокого качества (кофе невкусный, снеки залежавшиеся) вряд ли клиенты смогут перейти в разряд постоянных. Особенно актуально при установке автомата на территориях бизнес-центров и школ, где контингент редко меняется.

- Регулярное обслуживание

Важно своевременно узнавать о поломках устройства, и о необходимости пополнить запасы продукции. Для этого можно установить систему удалённого контроля над автоматом.

- Место размещения автомата

Чем выше трафик, тем больше шансов заработать. Но, не всегда выручку приносят места с высокой проходимостью. Там, где клиенту приходится подолгу сидеть в очередях, потребность в том, чтобы выпить чашечку кофе или перекусить, как правило, выше, чем в местах, где у людей нет необходимости задерживаться.

- Окружение автомата

Роль играет не только локация, но и её атмосфера. Например, автомат в зоне отдыха, где чисто, стоят диванчики, звучит приятная музыка, и можно расслабиться – явно будет привлекать больше покупателей.

- Близость к целевой аудитории

Например, дети чаще покупают сладости, игрушки и снеки; кофе им не так уж интересен. И расплачиваются чаще наличными деньгами. (За исключением случаев, когда за ребёнка платит его родитель). Это значит, в небольшом автомате с попрыгунчиками достаточно установить монетоприёмник – терминал там лишний.

- Учёт

Это помогает не только систематизировать процессы, но и выявить наибольший покупательский спрос. Из перечня ассортимента какой товар является наиболее ходовым? Почему? Выяснив это, можно увеличить свои доходы.

Вендинг для начинающих

В бизнес-план по вендингу входят такие общие расходы:

Покупка и доставка вендингового аппарата (или нескольких, если планируется сеть), установка терминалов оплаты и купюроприёмника, согласование цены за аренду места, подвод питьевой воды (актуально для кофейных автоматов), оплата за экспертизу СЭС, налоги, процент эквайринга, расходные материалы (например, ложки и стаканчики), ингредиенты, зарплата обслуживающего персонала, и, даже – расходы на бензин.

Всё это надо учитывать при расчётах. Как правило, автоматы для вендинга выходят на самоокупаемость в течение года. Но, стоит учитывать, что это напрямую зависит от рентабельности точки.

Существует возможность работать и по франшизе. Современный вендинг зачастую предоставляет полностью готовые решения, где, оплачивая роялти вы снимаете с себя большинство организационных вопросов (иногда, даже поиск места для размещения аппарата)

Вариант особенно актуален для новичков. Работая по такой схеме, можно понять, как устроен рынок вендинга, и, спустя некоторое время открыть собственные автоматы, без привязки к франшизе.

E
23 марта 2022